Записки постороннего (stranger_notes) wrote in vvv_ig,
Записки постороннего
stranger_notes
vvv_ig

Наш паровоз вперед летит…

Наткнулся тут на днях на новость, что на 2013 год выделены средства для выдачи грантов НКО в целях финансирования программ патриотического воспитания.

И возникла у меня мысль о том, что назрела насущная необходимость сесть и системно определить, в какую сторону мы хотим толкнуть паровоз, чтобы он потом полетел на всех парах не под откос.

Я с глубоким уважением отношусь к системе, которая была выстроена в СССР. Высшее руководство прекрасно себе представляло, какую страну они строят, какие люди для этого нужны, а какие нет, какие будут использоваться инструменты для их воспитания. Во всяком случае, первые лет 30 строительства СССР. Еще не успела отгреметь гражданская война, а власть уже начала выстраивать нужную систему воспитания. Политические организации (октябрята-пионерия-комсомол-партия), герои, символика, истории успеха, новая религия, культура, уничтожение ненужных институтов и создание нужных. Один только «Кодекс строителя коммунизма» чего стоит. Современная Россия ни к чему такому и близко не подошла.

Либералы могут начать кричать о том, что пропаганда – враг демократии и настроена на подавление личности человека, на его порабощение.

Я на это смотрю иначе. Россия уже 20 лет пытается строить новое общество. Совсем новое. Принципиально. Это общество должны строить новые люди. Ну, или жить в нем, монтироваться с ним. А это значит, что мы должны целенаправленно растить новых людей, воспитывать их. Мы должны отдавать себе отчет, почему наша система воспитания, образования, культура, система мифов, героев, образов построена так, а не иначе. Эта система должна воспроизводить таких граждан, которые, черт возьми, смогут построить новую Россию.

А в противном случае, все наши попытки похожи на подкидывание камня вверх со словами «на кого бог пошлет». Вероятность попадания в десятку при таком подходе эфемерна.

Старую идеологию мы выкинули и обратно, если честно, принимать не хотим. Идеология оголтелого капитализма у нас тоже как-то не прижилась. Да и за границей, похоже, она начала отмирать. Чем руководствоваться то в воспитании будем? Несомненно, государство пытается влиять на воспитание детей, но без четких и системных целей, на мой взгляд, это носит фрагментарный характер.

О какой производительности труда, капитализме, предпринимательском духе мы говорим, если наши дети воспитываются на сказке о Емеле, который лежал на печи, а пирожки из огня ему щука таскала. Или сказка о царе Салтане, где главный герой все время просидел в бочке, а потом вылез и все на блюдечке получил. Или Иван-Царевич и серый волк. Или конек-горбунок. Таких сказок - миллион в российском фольклоре. Даже Илья-Муромец, при всей своей положительности, и тот пролежал на печи 33 года, а потом махом стал представителем элиты.

Любая страна имеет свою выстроенную систему воспитания нужного гражданина. В той же США есть своя развитая система мифов со своими героями (Арнольд Шварценеггер), историями успеха (Билл Гейтс), воспевающими идею американской мечты. И это вовсе не сказка про Емелю и щуку. И патриотизм для них – вовсе не пустой звук. И флаги они поднимают по утрам, и гимн перед уроками поют.

К чему я завел этот разговор? Мне думается, что, если опустить за скобки вопрос о необходимости патриотического воспитания и всякой прочей пропаганды в хорошем значении этого слова (это же моя статья – могу принимать любые аксиомы, какие захочу, за истину в последней инстанции), то нам (всем нам – Россиянам) нужно на ближашие пару лет закатать рукава и целенаправленно запустить дискуссию в обществе с вопросом «Куда идете товарищи»?

По сути, мы имеем уникальную ситуацию, когда страна находится на переломе и ее можно толкнуть в очень удачную сторону. Про…спать данный шанс – глупо.

Нужна постоянно, системно, профессионально действующая общественная дискуссионно-исследовательская площадка, которая ответит на следующие вопросы:

• Какое общество/страну мы строим?
• Какой гражданин должен жить в этой стране?
• Какие инструменты мы будем использовать для воспитания этого человека?

Это должна быть независимая общественная площадка, в работе которой будет задействованы представители государства, религиозных конфессий, диаспор, общественных организаций, профессиональных сообществ, лидеры мнений и т.д. и т.п.

Нужно донести до всех простую мысль: Ребята, мы начинаем дискуссию. Кому есть, что сказать, - вперед. Все что вы скажете, будет оценено профессионалами и обществом. Если не будете участвовать – иного шанса не будет. Потом не обижайтесь, что Ваши интересы не учли, или учли не так, как вы бы хотели. Уверен, что если все правильно организовать, что все мало-мальски серьезные люди будут участвовать. За нашу «аппазицию» не говорю – с ними и так все ясно.

На тематических площадках должны быть обсуждены, обсосаны, проверены на фокус-группах и в опросах все возможные сферы и грани того, что мы можем назвать «русская идея».

Какими личностными качествами мы хотим, чтобы обладали наши дети, отношение человека с государством, вопросы обороны страны, отношения с религиями, межнациональный вопрос, отношение к другим странам, деторождению, оценка истории и прочая, и прочая, и прочая.

После того, как по какому-либо вопросу будет достигнут консенсус (наверное, о полном консенсусе тут вести речь нельзя, скорее о поддержке некоего процента населения, скажем 2/3) – его необходимо закрепить в некоей форме общественного договора.

На следующем этапе - думать, какие конкретно инструменты запускать для достижения заданных целей.

Например, так как я уже упомянул вопрос сказок – я считаю его очень ярким примером – мне кажется, что России просто необходим проект «Новые русские сказки» (как-то так). Данный проект должен организовывать детских писателей и народное творчество на рождение нового фольклорного слоя детских произведений, которое будет воспитывать в наших детях нужные качества.

Чем мы сейчас оперируем при воспитании детей? Детские сказки – в основном из императорской России. Детские песни – в основном из имперского советского союза. Мультфильмы – также или советские, или – иностранные «Тачки» и иже с ними. Российских произведений практически нет. При этом мы не хотим, чтобы наше общество воспроизводило черты ни одного из обществ, порождением которых является тот инструментарий, который используется нами для воспитания наших детей. Также может пора профильтровать весь этот контент, выкинуть ненужное, а на его место нужно заказать и создать новое? Если это смогли сделать «коммуняки» – чем мы то хуже???

Я искренне убежден, что любые сложные задачи решаются только в рамках проектов. Ждать, пока русская идея сама выкристаллизуется – можно долго. Что в результате родится – вообще непонятно. А подобная работа как раз может и вызвать цепную реакцию, послужит эдаким катализатором дискуссии в обществе, в результате которого и родится на кухнях та самая русская идея, которую потом можно будет выловить опросами и воплотить в жизнь???

С уважением,
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments