SerjPolotko (spolotko) wrote in vvv_ig,
SerjPolotko
spolotko
vvv_ig

Categories:

Смертность на дорогах

Наткнулся я недавно на новость о том, что «Союз пешеходов» предлагает снизить разрешенную скорость в городах до 50 км/ч. Так они предлагают бороться с высокой смертностью на дорогах.

Наверное, ниже я предложу крамольную вещь, которую многие автомобилисты – я, кстати, сам автолюбитель – не поддержат, более того, многие из них, возможно, начнут ругаться отборным матом и изрыгать проклятия в мой адрес. Что ж, господа! Заранее прошу вас оставить свои эмоции при себе и использовать на полную ту часть своего сознания, где заложено рациональное зерно.

Сперва, хотел бы заметить, что снижение смертности на дорогах – сложная работа, которую необходимо выполнять системно. Другими словами, надо: улучшать качество дорог, разрабатывать новые системы безопасности водителя и пассажиров, строить защищенные автобусные остановки, огораживать тротуары, делать пешеходные переходы безопасными, повышать профессионализм сотрудников ДПС, бороться с коррупцией в их рядах, приучать самих водителей соблюдать ПДД, в особенности, соблюдать скоростной режим и многое другое. Каждый из этих элементов системы играет очень важную роль и заслуживает отдельного внимания даже не в рамках поста, а в качестве, скажем, какой-нибудь правительственной программы по повышению безопасности дорожного движения (БДД). Но сейчас я хочу поговорить именно о скоростном режиме, поэтому прошу собирающихся оставлять комментарии учитывать этот момент и не отвлекаться на другие аспекты БДД.

Итак, начнем-с… Приведу немного статистикиза 2012 год, которую взял отсюда.

За 2012 год в России в ДТП:

Погибло Ранено
Общее 27 991(на 0,1% выше, чем в прошлом году) 258 618 (на 2,7% выше, чем в прошлом году)
По вине водителей 24 040(на 2,4% выше, чем в прошлом году) 235 334(на 4,1% выше, чем в прошлом году)
По вине пешеходов 4 998(на 8,8% меньше, чем в прошлом году) 24 896(на 8,1% меньше, чем в прошлом году)

Некоторые показатели почему-то пересекаются, скорее всего, это обоюдная вина пешехода и водителя, хотя я могу и ошибаться. Если кто-то в курсе, то поправьте в комментах.

Как видно, показатели смертности очень и очень высоки. Для сравнения численность города Александров во Владимирской области (районный центр, между прочим) в 2010 году была 61 551 человек. То есть за 2012 год на дорогах погибла почти ПОЛОВИНА этого города. Но, покончим с пугающими цифрами.

Что же такого крамольного я предлагаю? Я считаю, что эти цифры можно заметно снизить, если сделать максимально разрешенной скоростью в городах даже не 50, а 40 км/ч. Сразу хочу заметить, что я не имею в виду такие дороги, как ТТК, МКАД, или некоторые радиальные трассы в Москве и др. городах, где не предусмотрены наземные пешеходные переходы. Речь идет о большинстве городских дорог, где даже на 4-х полосах нередко встречаются бессветофорные пешеходные переходы не ограниченные «лежачими полицейскими». Эта мера позволит снизить не только количество наездов на пешеходов, но и в целом тяжесть ДТП, совершаемых в городах.

Позвольте пояснить свою позицию более подробно.

У нас в стране в городах разрешено ездить со скоростью 60 км/ч, но на деле основной поток движется около 80 км/ч, потому что штраф за превышение 10-20 км/ч просто смехотворный - аж 100 целковых (даже в Белоруссии эта сумма, если я не ошибся в расчетах, составляет около 300 наших рублей)! Естественно ни сами сотрудники ДПС, ни камеры не реагируют на такую «мелочь», а водители порой даже и не замечают, что скорость их авто выше разрешенной. И зря. Ведь речь идет о безопасности участников движения, а порой и даже об их жизни и смерти.

Всем, кто когда-либо учился в автошколе, и не только им известно такое понятие как тормозной путь автомобиля. Его величина находится в прямой зависимости от скорости движения и дорожных условий. Конечно, кроме них существуют и другие факторы, влияющие на него: погодные условия, состояние колес и тормозной системы, вес автомобиля, способ торможения и т.д. но все-таки если рассматривать какой-то усредненный показатель, когда тормозная система исправна, машина не перегружена и т.д., то определяющими будут скорость и дорога. Так вот, к чему это я..? Ах, да. Тормозной путь среднестатистического автомобиля по сухой дороге при скорости 60 км/ч составляет около 20 м., в то время как на 80 км/ч машина проедет на почти (!) 16 метров дальше. Я не говорю уже о мокром асфальте, где превышение составляет около 30 метров. Что-то мне подсказывает, что эта «мелочь» во многих ДТП сыграла роковую роль, и не одна жизнь была бы спасена, если бы авто двигался чуток медленнее.

Так как же сделать так, чтобы водители двигались медленнее и больше думали о безопасности как окружающих, так и себя родимого? Можно долго рассуждать о том, что необходимо с детства воспитывать сознательность, что это заложено в нашем менталитете и искоренить страсть к скорости не так-то просто. Да, наверное, в этом есть зерно правды. Но проблемы это не решит. Лично я вижу два выхода из лабиринта.
Первый – увеличить штрафы за превышение на 10-20 км/ч до драконовских. Сделать их, скажем 3 или 5 тысяч. Действительно многие считают, что наш народ можно заставить что-то делать только через кошелек. Отчасти, это так. Но есть такой момент, как неравенство доходов между регионами страны. Если эта мера даже для Москвы будет очень суровой, то что же говорить о… Челябинске, или Тюмени, или  любом другом провинциальном городе? Народ просто взвоет. Это может спровоцировать реальные протесты населения, и создаст очень благодатную почву для рукопожатных господ а-ля Навальный, Удальцов и иже с ними. Они подольют масла в огонь и непременно воспользуются народным негодованием в своих, как мне кажется, далеко не патриотичных целях. Так что этот вариант отпадает. Поднятие штрафов до 300 рублей, как мне кажется, люди воспримут спокойно, как ежегодную инфляцию,  и продолжат "слегка" нарушать
Второй – снизить разрешенную скорость до 40 км/ч и не трогать штрафы. К чему это приведет? Большая часть автомобилистов станут ездить с относительно безопасной скоростью в 60 км/ч, количество ДТП и, как следствие, смертность на дорогах заметно снизятся, жить станет безопаснее. Найдутся, конечно, и лихачи, для которых спидометр начинается после 100 км., но они есть и сейчас. Для них ПДД вообще не преграда. И речь идет не о них, а о среднестатистических участниках ДД, большая часть которых сознательна и лишь «слегка» нарушает правила.

Мои оппоненты могут сказать, мол, такие лихачи и становятся виновниками аварий, на них все равно управы нет, так что запреты не помогут. Казалось бы логичный аргумент. И статистических фактов я, к сожалению, не могу предоставить, потому что ГИБДД не разделяет виновников аварий на лихачей и обычных водил. Скажу лишь одно, ездить в городе на 20км/ч медленней - гораздо безопаснее как для окружающих, так и для себя. Плюс это может уберечь вас от «случайного» наезда на пешехода, который выскочил в неположенном месте, но вы двигались слишком быстро и не успели остановиться – не хватило каких-то 5-7 метров! Но человек мертв. Да, его, скорее всего, признают виновным, но с этим вам придется жить. Кроме того, это поможет вам, если вы попадете в ДТП с безбашенным лихачом: суммарная скорость лобового столкновения автомобилей будет меньше, а, значит, и шансов выжить будет больше. Мне кажется, этих аргументов достаточно, чтобы опровергнуть ваше «логичное» утверждение.

Еще один спорный момент, это ответственностьпешеходов. Да, нередко бывает, что в ДТП виноват именно пешеход, и автолюбители справедливо отмечают, что штрафы для пешеходов должны быть также увеличены. Спорить с этим не буду. Сделаю лишь небольшое замечание. Штрафы для пешеходов должны быть ниже, чем для водителей. Насколько ниже, вопрос неоднозначный, его решением должны заниматься экспертные советы, но то, что это так, имхо, сомнению не подлежит. Ведь водитель управляет транспортным средством ПОВЫШЕННОЙ опасности, следовательно, и ответственности на нем больше, чем на пешеходе, поэтому отвечать он должен гораздо строже.

Что скажете? Комментарии, предложения, конструктивная критика только приветствуются. Я ни в коем случае не утверждаю, что мои предложения являются единственно-возможной правдой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →