SerjPolotko (spolotko) wrote in vvv_ig,
SerjPolotko
spolotko
vvv_ig

Будушее нашего образования

Активное обсуждение попытки Госдумы адекватно ответить на «Закон Магнитского»так сильно засосало блогосферу, что принятие в третьем чтении не менее, а, возможно, гораздо более важного закона «Об образовании» просто затерялось в мощных информационных потоках, испускаемых друг в друга противниками и сторонниками «Закона Димы Яковлева». Предлагаю разобраться, какой же подарок к Новому Году приготовили нам депутаты – если закон будет подписан Президентом, то основные его положения начнут действовать с 1 января 2013 г.

В целом, законопроект, на мой взгляд, - довольно удачная попытка учесть реалии, сформировавшиеся с 1992 года, когда был принят действующий сейчас закон № 3266-1:он за годы своего существования буквально оброс неимоверным количеством поправок и изменений, которые наши законодатели решили интегрировать в единое целое. Естественно, есть в нем и слабые, с моей маленькой колокольни, моменты, которые требуют доработки, но обо всем по порядку.

Для начала, текст проекта можно скачать тут (в самом низу страницы ссылка на документ, направленный в Совфед). Интерактивную версию не нашел, так что тем, кому интересно, могут проштудировать вордовский документ.

Одним из ключевых опасений, которое возникало и продолжает возникать не только у специалистов, но и у рядовых граждан, является вопрос о бесплатности школы и вузов. Многие боялись, что за обучение основным предметам в школах будут брать деньги, а в институте бюджетные места будут распределяться исключительно на бакалавариат. Однако закон расставляет все на свои места. Школа в том представлении, которое мы имеем сейчас, конечно изменится, но останется в основном бесплатной (возможно платными будут дополнительные предметы типа астрономии).Изменения будут заключаться в предоставлении ученику свободы выбора направления образования, однако полной свободы, граничащей с анархией, у него не будет – 70% предметов являются обязательными и лишь 30% формирует сам учащийся, исходя из того, что требуется изучать углубленно, а в чем можно ограничиться поверхностными знаниями. (см. федеральные государственные образовательные стандарты) На мой взгляд, одно из самых разумных решений, которое будет только способствовать улучшению качества образования.

Еще один момент, против которого выступают учителя, это запрет на занятие репетиторством со своими учениками (статья 48 часть 2). Причина очевидна – коррупционная составляющая: слишком уж большой у преподавателей был соблазн поставить двойку, а потом, после нескольких платных уроков, ее благополучно исправить на тройку. Возмущение учителей, безусловно, можно понять, далеко не все так поступают, есть много порядочных людей, которые честно вкладывают знания в детей. Но это законодательная дыра, лазейка, не закрыв которую, власть создала бы еще один повод, для бурления известной всем субстанции неполживым правдоборцем Алексеем Н.

В том, что касается институтов и университетов, вопрос тоже решен. Статья 5, часть 3 гласит: «…гарантируется…на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые». (См. бакалавариат, специалитет, магистратура, высшая категория) В то же время спорный момент содержится в статье 100, часть 2,согласно которой теперь бюджет будет выделять денег на 800 человек на каждые 10 000 населения РФ, но в возрасте от 17 до 30 лет. Пока же из казны выделяются деньги на 170 человек на каждые 10 000 населения, но без возрастной привязки. Критики утверждают, что это положение за 3-5 лет сократит число бюджетных мест в несколько раз. Честно признаюсь, я не понимаю, откуда берутся такие цифры. Может вы объясните? Как мне видится, этот пункт говорит о том, что государство переориентировалось на молодое поколение – людей, которые еще не окрепли финансово и не всегда могут обеспечить себе платное высшее образование. «Старички» же, которым за 30 и которые по каким-то причинам упустили свой шанс на «халяву» пусть винят только себя: 13 лет – достаточный срок, чтобы воспользоваться предложенной возможностью.

Помимо этого был пересмотрен вопрос, определяющий льготы при поступлении для детей сирот и некоторых других групп граждан (подробнее см. статью 71, часть 7).Если сейчас льготник из этой категории, набравший необходимый минимум баллов, имеет преимущество перед другими абитуриентами, то по новому закону такого права у него не будет. Вместо этого ему предоставляется возможность бесплатно пройти курсы довузовской подготовки, подтянуть свои знания и уже на равных условиях проходить отборочные испытания. Я думаю, что это очень логичное решение проблемы, с которой сталкивались многие преподаватели высших учебных заведений, когда льготник совсем не дотягивал до необходимого уровня, и его приходилось либо отчислять после первой сессии, либо, если человек проявлял усердие, «вытягивать» на троечку.

Положительным моментом можно назвать введение в правовое поле дистанционного обучения (Статья 16). Теперь можно будет легально заниматься через интернет и получать совершенно официальные аттестаты и дипломы. Это открывает широчайшие перспективы для труднодоступных населенных пунктов, коих в России совсем немало.

Не менее значимым является и решение выделить дошкольное образование в отдельный уровень. Сейчас наши детсады де-юре являются образовательными учреждениями, но финансирование из бюджета идет исключительно на уход и содержание. Рассматриваемый законопроект определяет нормативную базу, чтобы устранить это противоречие и зафиксировать на законодательном уровне необходимые программы, направленные на интеллектуальное развитие ребенка.

Однако есть, как я уже говорил, и минусы или недоработки. Например, по новому закону, родительская плата, взимаемая за уход и присмотр за детьми в детских садах, уже не будет распределяться по принципу: 20% платит родитель, остальное - государство. Теперь все ляжет на плечи мам и пап (стаья 65). Мне, как человеку, ребенок которого скоро пойдет в детсад, это не может нравиться ни в каком виде. Хотя логику государства, в принципе, можно понять. С 1992 года благосостояние народа выросло, следовательно, можно несколько снизить свои социальные обязательства перед людьми. Однако, на мой взгляд, этот процесс надо было сделать постепенным и с четкой градацией в зависимости от доходов семьи. Скажем, семья с совокупным ежемесячным доходом выше 150 тысяч вполне сможет платить 15 тысяч за детсад. Но, к сожалению, далеко не каждая ячейка нашего общества готова похвастаться такими деньгами. Зарабатывающие, к примеру, от 100 до 150 тысяч в месяц могли бы платить 50%, 70-100 тысяч –35%, меньше 70 тысяч – 20%. Имхо, это было бы справедливее.

Кроме того, могут возникнуть проблемы у иногородних студентов, проживающих в общежитии вуза. Если сейчас плата за общагу привязана к размеру стипендии (не более 5% от нее), то со следующего года она будет определятся «локальными нормативными актами с учетом мнения советов обучающихся…» (статья 39 часть 3). Другими словами, вузы сами будут определять, сколько платить за койко-место. Хочется, конечно, верить, что резкого повышения цен не будет, но сомнения все же одолевают меня. Посмотрим, что будет на практике, но я бы доработал этот пункт, обозначив максимальную стоимость.

Отдельно я бы хотел отметить то, что в законе не прописаны никакие денежные надбавки кандидатам в доктора наук, докторам и профессорам. Это исключительно прискорбный факт, так как я считаю, что работники науки должны получать соответствующее вознаграждение.

Итак, подводя итог, хотелось бы отметить, что закон, в случае принятия, не изменит систему образования кардинальным образом, поставив привычные нам вещи с ног на голову. Нет. Несмотря на отдельные его статьи требующие доработки, закон грамотно систематизирует накопленный с 1992 года опыт, учитывает современные реалии и технический прогресс, проводя в жизнь плавные и постепенные реформы


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments