?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Разница в образовании. Откуда она?
cyrilshishkin wrote in vvv_ig
Разница в образовании. Откуда она?


Тема изначально философская.
Причем философская в том, народном смысле, когда подразумевается, что говорить и спорить можно долго, но ответа найти не получится.
Соглашусь заранее с тем, что ответа найти не получится. Но это же не значит, что нет смысла об этом говорить.



Мне кажется, что большинство наших бед заключается именно в образовании. Поскольку, как не крути, а основные наши проблемы заключены в неравенстве людей. А неравенство оно не в количестве доходов или месте проживания. Основное неравенство оно именно в способностях, то бишь, в наличие или отсутствии определенных знаний. А всё остальное вторично.
Как не крути, но для того, чтобы стать миллиардером, нужно иметь не только определённые деловые качества, но и какие-то знания. Собственно то, что мы называем деловой хваткой – это ведь тоже составляющая часть знаний.
А вот почему этот самый уровень знаний у всех разный? От чего он зависит?

Задумавшись над этим, я пришел к выводу, который мне самому показался неожиданным. Не менее чем 90% знаний, которые мы используем в жизни, мы получаем в школе.
Обычной, средней школе.
Плюс к этому, некоторое количество специальных знаний добавляет ВУЗ. Но вот как раз эти знания влияют меньше, тем более что далеко не всем приходится их применять в жизни.
Не верите?
Попробую убедить.

Практически всю свою трудовую жизнь мне приходится заниматься журналистикой. А журналист, это человек, которые по определению Жюль Верна обязан знать обо всем понемногу. То есть настолько, чтобы, когда о чем-то пишешь или говоришь не показать свое полное незнание вопроса (жаль, что современные журналисты не читают Жюль Верна).
А последние лет одной из сфер моей деятельности является издание популярных справочников на самые различные темы. Что тоже требует некоторых знаний в самых различных областях деятельности – биологии, минералогии, нумизматике, географии и многом другом.
Так вот, каждый раз сталкиваясь с какой-то темой, я постоянно убеждаюсь, что для того, чтобы разбираться в ней, достаточно напрячь память, и вспомнить школьный учебник.
Я немного утрирую, но на самом деле, даже столкнувшись с темой драгоценных камней, мне мало понадобились знания из курса геологии, полученные в ВУЗе – хватило воспоминаний с уроков географии.
Это даже удивительно, но в школе нам даётся настолько полный курс знаний, что его достаточно, чтобы стать разносторонне развитым человеком.
Кстати, в ВУЗе многие дисциплины, которые даются в дополнении к основным, по сути лишь повторяют школьную программу. У нас, например, таковой, являлась химия. И весь курс химии у нас, по сути, был повтором школьной программы – разница была скорее в подаче материала, чем в объеме и глубине.
И конечно, надо учитывать то, что под изучением школьной программы подразумевается её развернутое понимание.
То есть не только учебник, но и то, что называлось рекомендуемой литературой для чтения. А так же всевозможные кружки, факультативы, дополнительные занятие и всякие экскурсии.
В общем и целом можно сказать, что если хорошо учить уроки, и при этом читать книги и вообще впитывать всевозможные знания, то более вроде ничего и не надо.

А теперь сделаю поправку к вышесказанному – в средней школе мы МОЖЕМ получить 90% знаний, которые будем использовать в жизни.
Можем. Но не получаем.
Не получаем совершенно точно, иначе бы имели общество с таким уровнем интеллекта, что никакому Ивану Ефремову или Сергею Снегову и не снилось.
А почему?
Возможности у всех изначально одинаковые. И не надо утверждать про социальное неравенство общества. В жизни множество примеров, когда образованнейшие люди вышли из самых низов, и их родители были бедным и абсолютно безграмотными. И столько же много примеров, когда дети талантливейших людей, вырастали в полных балбесов. Поговорку «природа на детях отдыхает» ведь не случайно придумали.
Конечно, многие социальные факторы влияют на получение образования. Но почему-то один ребенок не читает книги из огромной домашней библиотеки папы-академика, а другой зачитывается книгами из «районки», чего совершенно не понимают его родители-алкоголики.
Откуда это берется?
Каким образом закладывается вот это неравенство в мозгах наших детей?
Когда, кем?

Может быть, ответив на этот вопрос, мы сможем очень многое изменить в нашей жизни?


Хочу отметить, что это не только статья, ставящая тему для обсуждения. Это в некотором роде только начало разговора, который сначала пойдёт в блогах, а продолжится в очередном выпуске программы «Пресс-клуб», которая будет посвящена этой теме.
Программа выйдет в среду, 28-го марта, в 21.00 по московскому времени.
Приглашаем всех, кому интересны поднятые в статье вопросы, посмотреть нашу программу.
Для этого надо всего лишь пройти в указанное время по этой ссылке

Хочу напомнить, что наше вещание является уникальным за счёт своей интерактивности. То есть любой пользователь Интернета может высказать свое мнение прямо в программе, если конечно у него есть веб-камера.
Если же среди тех, кто прочтёт эту статью, окажутся и такие, кто захочет всерьёз принять участие в разговоре, то есть принять непосредственное участие в программе в качестве гостя, то обращайтесь.
Уточняю, что вы это можете сделать из любой точки земного шара.
Чтобы познакомиться с программой «Пресс-клуб» заранее, вы можете посмотреть архив записей вот тут









  • 1
По моему, главное это семья. Если ребёнка в детстве не приучили ЧИТАТЬ, ни школа ни вуз не помогут. Михайлу Ломоносова и Алёшу Пешкова прошу в пример не приводить.

Сложный вопрос... Я в детстве читал очень много, сестра вообще не читала, по общей осведомленности она проигрывает мне без вариантов, но ГУУ успешно окончила, востребованным специалистом с неплохой зп стала.

По-моему, в школах и университетах крайне не хватает двух предметов - создание семьи и воспитание детей. Причём это - проблема не только России, а и цивилизованных стран Западной Европы.
Ведь человек начинается с детства - как и кто его воспитывает, какие ценности закладывает.
Ты правильно говоришь - у каждого есть возможности получить знания, но не каждый хочет. Почему? Не в родителях ли ответ? А родителей кто-либо учил - как правильно воспитывать детей? Как воспитать в них тягу к знаниям, а не игрушкам на компах?

И как вы себе видите эти предметы?

проблема в том, на уровне гос-ва нет никакого понимания о том, как же нужно воспитывать детей

соответственно, и преподавать воспитания по этой причине невозможно

И изучается эта география в 6-7 классе, когда ребенок еще абсолютно не понимает для чего это ему. Потому и не запоминает.

Похоже на обрывок фразы...

Хочу заметить, что мне география в том самом возрасте вполне пришлась по душе.

Откуда это берется?
Каким образом закладывается вот это неравенство в мозгах наших детей?
Когда, кем?

Матушкой-природой, Господом Богом, хитросплетением генов - любое объяснение на выбор. Мы разные от рождения. Социальная, воспитательная, образовательная среда лишь задает некие условия развития - благоприятные или нет, способствующие нашему духовному и интеллектаульному росту, либо же их тормозящие. Не качество и количество знаний определяют способности человека, а наоборот от изначальных способностей человека зависит усвоение знаний и интерес к их получению.
Я по образованию педагог, хоть и с очень небольшим опытом работы по профилю. И тем не менее, я уверена, что мало кто из коллег мне возразит, что дети действительно разные именно в плане способности к обучению и накоплению знаний. Да, конечно, и семья, и социальная среда, и общекультурный фон играют значительную роль, но не всегда решающую. Сами же приводите соответствующие примеры )))
Безусловно, нужно обеспечить равный доступ к получению знаний для всех, без исключения. Но при этом не стоит забывать про дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Потому что разница в усвоении одного и того же материала среди детей будет всегда. И это хорошо. Не всем же быть академиками, кому-то надо и реализовывать их теории на практике )))
Мне кажется, не стоит боться разницы в образовании. Больше пользы для общества будет, если не пытаться унифицировать уровень знаний нашей молодежи, но все-таки больше внимания уделять выявлению их природных склонностей и способностей, помогая ребенку профилировать свое образование в соответствии с ними. В конце концов, конечная цель образования в наших реалиях должна быть не столько в том, чтобы загрузить в голову юного члена общества как можно больше информации (доступ к ней сейчас невероятно облегчен), чтоб на всю жизнь хватило, сколько помочь ему ориентироваться в сегодняшнем насыщенном информационном потоке, обрабатывать и анализировать самые разные факты, учиться думать и делать выводы, и в конечном счете гармонично встраиваться в социум, находить в нем применение как своим природным склонностям, так и приобретенным знаниям.
Стандартизацией образования людей не уравнять. Это противоречит законам природы ))) Нужно научиться использовать эту разность как на благо всего общества, так и каждого отдельного его члена. Чтобы - в идеале - каждый, независимо от образовательного багажа, занял свое место в социуме и не чувствовал себя при этом ущемленным.
Эх, мечтательница я )))))

А никто и не предлагал стандартизировать )))

Ломоносов с Вами бы не согласился :)

Ваша запись опубликована в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes

Кирилл! Не надо убеждать в том, что основы закладываются в школе. Вы абсолютно в этом правы. Именно по этому школьные программы так изменяют и ломают. Под видом модернизации и толерантности и приемлемости нашего образования для запада, наше образование (как школьное, так и высшее) просто гробят.
Что касается способностей - да, они у всех разные. Но это не основание для усложнения для одних и упрощения для других. Учась в советских школах - никто не умер от перенапряжения и ни кто не оглупел. И после 10 класса шли, соответственно способностям - кто в институт, кто в техникум, а кто в ПТУ. А вот сейчас мой приятель-врач удручен. Его сын хочет в мед (не самая выгодное будущее), а у приятеля НЕТ ДЕНЕГ для взяток на поступление!!! Охуеть! Сын врача не может поступить, потому, что честно практически невозможно, а цена вопроса для ВРАЧА - слишком велика. А большинство учащихся НЕ ПЛАНИРУЮТ РАБОТАТЬ В КЛИНИКЕ. Части нужен диплом для престижа, части - для работы в медстрахе, части в медфарме. Врачей, как таковых будет выпущено меньше 50% от получивших диплом. Вот она - беда.

Edited at 2012-03-28 01:43 pm (UTC)

Ничего не скажу про журналистов, а вот готовы вы пойти к врачу %90 знаний которого из школьной программы, а летать на самолёте который спроектирова инженер %90 знаний которого из школьного курса.
Что касается журналистики, то они, знающие по немного обо всём, такое пишут, что слов нет...

О чем вы?
Какая-то каша у вас.
Журналист он либо грамотный, либо нет, и так же как для врача, и любого специалиста, тут важен уровень специальных знаний в ВУЗе полученных.
А вот широта кругозора закладывается в школе.

Мне казалось, что это понятно из статьи

  • 1